
 Herald of Humanitarian Education, Is. 2 (22), 2021 

© VyatSU, 2021          ISSN: 2411–2070                                                                                                     General history 
 

71 

 
 

 

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ  
 

 
 

УДК 94(73).092 DOI: 10.25730/VSU.2070.21.020 
 

Основание Китайской Народной Республики  

в оценках американской прессы* 
1 

Я. А. Левин1, С. О. Буранок2, П. Д. Токмакова3 

1кандидат исторических наук, младший научный сотрудник кафедры всеобщей истории,  
права и методики обучения, Самарский государственный социально-педагогический университет.  

Россия, г. Самара. E-mail: yaroslavlevin1992@mail.ru 
2доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, права и методики обучения, 

 Самарский государственный социально-педагогический университет. 
Россия, г. Самара. E-mail: witch-king-1@mail.ru 

3студент кафедры всеобщей истории, права и методики обучения, 
Самарский государственный социально-педагогический университет.  

Россия, г. Самара. E-mail: tokmakovapolya@mail.ru  
 

Аннотация. 1 октября 1949 г. во многом является переломной датой в истории Холодной войны 
и международных отношений второй половины XX века. День основания нового коммунистического 
государства стал одним из первых действительно громких провалов для внешней политики США.  
В рамках данного исследования прослежена реакция американской периодической печати на столь 
важное событие. На основе приведенных в статье фактов и материалов можно сделать несколько важ-
ных выводов: прежде всего, пресса пыталась всячески нивелировать эффект для собственных граждан 
от появления на карте нового, явно недружественного Вашингтону государственного образования. 
Вместе с тем появление еще одного коммунистического режима активно укладывается в «дуальную 
логику» противостояния с СССР, чья роль видится журналистам решающей, а перемены, связанные с 
изменением политической карты мира, прежде всего оцениваются с точки зрения «усиления» главного 
противника Соединенных Штатов. Интересными моментами также представляется проявляющееся в 
прессе скептичное, если не сказать откровенно недоброжелательное, отношение к ООН, в которой но-
вое государство должно будет занять определенное место. Также материал газетных статей позволяет 
сделать выводы о качестве существующего в США понимания ситуации в Китае, которое, несмотря на 
все усилия американской дипломатии на уровне СМИ, было крайне низким. Кроме того, открыто про-
является изменение оценок партии Гоминьдан и в целом руководства Китайской Республики, они ста-
новятся сравнительно редкими и всегда с явным оттенком разочарования. Таким образом, можно сде-
лать выводы о том, что оценки американской прессы, активно влияющей на общественное мнение, а 
значит, и на механизмы принятия решений в США, всерьез повлияли на общее восприятие КНР и те 
стереотипы, которые будут господствовать в массовом сознании на протяжении долгого периода. 

 

Ключевые слова: пресса США, общественное мнение, КНР, гражданская война в Китае, Мао 
Цзэдун, СССР. 

 
Долгая и сложная Гражданская война в Китае (1927–1950) подошла к своему логиче-

скому концу с образованием Китайской Народной Республики и «великим исходом» прави-
тельства Китайской республики и партии Гоминьдан на Тайвань. Учитывая ту роль, которую 
США играли в мире после Второй мировой войны и тот уровень покровительства, который 
оказывал Белый дом гоминьдановцам, представляется полезным для общего понимания кон-
текста Холодной войны и американо-китайских отношений рассмотреть реакцию прессы в 
Соединенных Штатах на образование Китайской Народной Республики. 

Тема Гражданской войны в Китае и образования КНР как одного из значимых эпизодов 
этого конфликта довольно подробно рассмотрена в отечественной историографии. Такие ав-
торы, как О. Е. Непомнин, С. Л. Тихвинский, О. Д. Барлукова, М. А. Гуляева, и многие другие рас-

                                                 

© Левин Я. А., Буранок С. О., Токмакова П. Д., 2021 
* Работа выполнена в рамках реализации гранта РФФИ «“Сражающийся Китай” 1931–1949 гг. в оценках 
периодической печати США» (№ 20-39-70003). 



Вестник гуманитарного образования, 2021, № 2 (22) 

© ВятГУ, 2021         ISSN: 2411-2070                                                                                                  Всеобщая история  
 

72 

сматривали образование государства китайских коммунистов в основном как финальную 
стадию активного противостояния Гоминьдана и Коммунистической партии Китая. Отече-
ственная историография также уделила значительное внимание столкновению интересов 
СССР и США, однако, в большей степени советские и российские ученые анализировали об-
щий геополитический контекст, сосредоточиваясь на влиянии итогов войны на расстановку и 
силы основных сторон Холодной войны. Также значительное внимание в отечественной ис-
ториографии уделяется развитию советско-китайских отношений во всей их сложности и 
многообразии. В ряде специальных работ, таких как, например, исследование М. Н. Алексеева, 
проанализированы специфичные вопросы отношений СССР и Китая, в частности деятель-
ность советской разведки в годы Гражданской войны. Можно сделать вывод, что труды оте-
чественных ученых внесли заметный вклад в развитие исследований по теме Гражданской 
войны в Китае, однако, рассмотрению отношений Гоминьдана и США и в целом влиянию это-
го конфликта на главного оппонента Советского союза уделено значительно меньше внима-
ния. В силу этого мало внимания уделено и реакции США на основание КНР. 

Зарубежная историография более тщательно рассмотрела вопросы, связанные с местом 
Соединенных Штатов в конфронтации двух политических течений Китая. В работах таких 
специалистов, как Б. Барноуин, Ф. Клодин, Б. Хэйвз, П. Лескот, Р. Ньюман, и других рассматри-
ваются самые различные темы, связанные с участием США в китайской Гражданской войне. 
Значительное место так же, как и в трудах советских и российских ученых, уделено общему 
геополитическому контексту, рассмотрены различные частные темы, такие как экономиче-
ская помощь, биографии отдельных государственных деятелей, как Гоминьдана, так и КПК  
и т. д. Тем не менее зарубежная историография также не рассматривает реакцию общества и 
СМИ на создание китайского коммунистического государства, воспринимая это событие как 
своеобразный финальный аккорд долго противостояния. Вместе с тем зарубежная историо-
графия накопила богатый фактический материал для более многофакторного анализа Граж-
данской войны в Китае и основания КНР в контексте изучения общественного мнения и его 
связи с политической историей. 

Из крупных газет наиболее оперативно среагировала «New York Times». Уже 1 октября 
1949 г. на первой странице издания вышла небольшая, но информативная заметка о создании 
нового государства в Азии. Под заголовком «Мао возглавляет пекинский режим. Программа 
поддержки Москвы» и не менее красноречивым подзаголовком «Красное» правительство за-
пущено! Чжоу (написано с ошибкой как Чу. – Я. Л.) наиболее вероятный премьер. Красный 
флаг над Китаем, Мао – глава режима «красных» в Китае. Сразу обращает на себя внимание 
несколько особенностей заголовка и подзаголовка, во-первых, в заголовке акцент сделан на 
Мао Цзэдуне и Москве, которая его поддерживает. То есть основное внимание читателя 
должно сфокусироваться на фигуре нового лидера Китая и его «однозначной» связи с Совет-
ским союзом. Во-вторых, и в заголовке, и в подзаголовке, и в статье старательно опускаются 
любые прямые фразы о появлении нового государства. Тем самым перед лицом очевидного 
геополитического поражения США пресса пытается «сгладить углы» для наименее просве-
щенных читателей, преподнося события 1 октября не как появление нового государства, а, 
скорее, как очень досадное поражение демократических сил. В-третьих, обращает на себя 
внимание в целом уровень статей [13]. Даже в крупных изданиях часто китайские имена даже 
крупных деятелей транскрибировались с ошибками не по правилам английской грамматики, 
а «на слух». Это, наверное, самое яркое проявление того, что многие эксперты сочтут одной из 
основных причин поражения США активно поддерживающих лидера Китайской Республики 
Чан Кайши. Хотя американцы долгие годы занимались китайским вопросом и имели ряд дей-
ствительно квалифицированных экспертов, в целом, Китай и состояние дел в нем так и оста-
лись для широкого круга американских журналистов и ряда государственных деятелей, в том 
числе и высокого ранга, непонятными [12, p. 123–141]. 

Насколько все плохо с уровнем журналистов, которые занимались Китаем, показывает 
биография автора рассмотренной статьи – Уолтера Салливана. Он специализировался на 
научных сюжетах, с середины 50-х готовил для NYT статьи о ракетных запусках, полярных 
экспедициях, открытиях в области химии, физики и геологии. В начале своей карьеры имея 
журналистское и естественно-научное образование, был послан на двухгодичную команди-
ровку в Китай в качестве специального корреспондента [17, p. 1–4]. То есть новостные сводки 
из этой страны готовил человек далекий от китайской специфики и вообще вопросов поли-
тики и экономики. 



 Herald of Humanitarian Education, Is. 2 (22), 2021 

© VyatSU, 2021          ISSN: 2411–2070                                                                                                     General history 
 

73 

Также в рассматриваемой статье обращает на себя внимание двухкратное употребле-
ние эпитета «красный(е)», что должно по смыслу и символически подчеркнуть агрессивность 
коммунистической экспансии. 

Обращает на себя и фотография Мао Цзэдуна, использованная в статье, – немного не-
четкое изображение молодого Мао в форме, судя по виду двадцатых годов. Это тоже подчер-
кивает для исследователей, насколько Китай был малопонятен и не изучен в Штатах в то 
время. 

Похожим образом выстроена статья и в другом издании общеамериканского значения – 
«Los Angeles Times». 1 октября 1949 г. на первой полосе вышла статья под заголовком «Крас-
ное правительство в Китае! Мао во главе, Чжоу – премьер» и подзаголовком «Новый союзник 
для Москвы». В целом текст мало чем отличается по смыслу от публикации NYT. Также очень 
скупо говорится о создании нового правительства. Всячески опускается главный итог про-
изошедшего – появление на карте нового коммунистического государства. Вместо этого по-
сле двух абзацев о формировании правительства еще два маленьких абзаца о помощи, ока-
занной СССР китайским коммунистам, и перспективах сближения двух стран, которые явно 
видятся американским журналистам неприятными для влияния Вашингтона на дела в азиат-
ско-тихоокеанском регионе. Имеется и фотография Мао Цзэдуна, опять плохого качества и 
явно старая. Это еще раз подчеркивает плохую осведомленность СМИ США о персоналиях но-
вого государства [10]. 

Похожим образом выстроена и публикация в американской версии газеты Financial 
Times, главное издание в области экономики и финансов вышло с заметкой под заголовком 
«Красное правительство в Пекине». Эта публикация также довольно короткая. Довольно ску-
по сообщается о прошедшей церемонии, буквально парой предложений охарактеризованы 
два главных лидера – Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай, отсутствуют фотографии. Заметным отли-
чием является большее внимание к экономической помощи от Советского союза, а также вы-
воды о том, что новое правительство долгое время будет в политической зависимости от этих 
поставок, поскольку необходимо много ресурсов для восстановления страны и ее промыш-
ленности. С учетом специфики газеты, подобное внимание неудивительно, однако опять за-
метно игнорирование самого факта появления на карте нового государства. Ничего не сказа-
но о крахе Китайской республики и начале отступления на Тайвань. Скептическое отношение 
к новому руководству выражено в таких фразах, как «если новое правительство окажется 
стойким…» и «если новые лидеры смогут удержать власть», это показывает, что у американ-
ских СМИ либо не было полного понимания «потери Китая», либо они намеренно нивелируют 
успехи КПК, давая понять: коммунистическое государство – временная трудность [6]. 

Обращает на себя внимание временной разброс статей. Если крупные общефедераль-
ные издания среагировали уже 1 октября, то провинциальная пресса сообщила о появлении 
нового государства на карте лишь 2–3 октября. Тематически реакцию прессы можно разде-
лить на следующие кейсы: 1) Появление нового государства с минимальным акцентом на са-
мом факте, роль Москвы в его создании; 2) Реакция ближайших союзников/противников или 
просто других государств на создание Китайской народной республики. 

Первый кейс чаще встречается в центральных изданиях или очень крупных локальных 
СМИ. В качестве примера здесь можно привести публикацию газеты «The Pittsburgh Press» от 
1 октября 1949 г. Под большим заголовком «Китайские красные установили народную рес-
публику» и не менее выразительным подзаголовком «Совет назвал Чжоу премьером, Мао – 
президентом» расположена статья, кратко сообщающая, что в Китае прошел гигантский ми-
тинг, посвященный основанию нового государства. В торжественной обстановке был поднят 
флаг Китайской Народной Республики. Было объявлено, что Мао Цзэдун (написано с ошибка-
ми) возглавит новое государство, а премьером при нем будет Чжоу Эньлай (также написано с 
ошибками). Статья является перепечаткой из агентства «United Press», также в ней сообщает-
ся возраст нового лидера Китая – 56 лет, а также что он пришел к власти после двадцатиод-
нолетней борьбы за власть с генералиссимусом Чан Кайши, лидером партии «Гоминьдан».  
В данном случае авторы статьи прибегли к красивому приему, подчеркнув, что за власть Мао 
и коммунисты боролись 21 год, а провозглашение нового государства и речь его лидера заня-
ли лишь 4 минуты. Также в статье обращается внимание на то, что конституция КНР была 
анонсирована за день до провозглашения и в ней четко прослеживается стремление КНР к 
тесному союзу с СССР и странами «народной демократии». Обращается внимание на то, что 
это уже третье правительство, встающее у руля после революции 1911 года. Также отмечено, 



Вестник гуманитарного образования, 2021, № 2 (22) 

© ВятГУ, 2021         ISSN: 2411-2070                                                                                                  Всеобщая история  
 

74 

что новое правительство состоит из 56 человек, среди которых вдова лидера китайской рево-
люции Сунь Ятсена [14]. Помимо этого на второй полосе газеты расположено еще несколько 
статей, тематически связанных с темой основания КНР. Прямо под материалом о событиях в 
Пекине находится небольшая заметка под заголовком «китайская угроза американским пу-
тешественникам», в ней сообщается, что военные корабли националистов обстреляли амери-
канский фрейтер у Шанхая. Капитан корабля передал эту информацию в СМИ через А. Патти-
сона, представителя компании «Исбрандсен Лайн» (Нью-Йорк), который занимался выводом 
трех грузовых кораблей своей фирмы из портов Шанхая. Два из этих кораблей также под-
верглись обстрелу. Обращает на себя внимание точное указание пассажиров обоих кораблей – 
153 человека экипажа и пассажиров на одном корабле (из них 137 – репатрианты в Корею), 
три американца и 5 британцев, на втором корабле 12 человек экипажа [14]. Обращает на себя 
внимание, что огонь по американским кораблям открыли вчерашние союзники – войска Го-
миньдана, однако партия не называется, вместо этого звучит наименование «националисты», 
тем самым американская пресса, подхватившая общую для американского правительства те-
му с разочарованием в Гоминьдане, с одной стороны подхватывает повестку, а с другой – уме-
ло отделяет «хороших» китайцев от «плохих». Хорошие китайцы – члены партии Гоминьдан,  
а плохие – это коммунисты и националисты, и не важно, что эти условные «националисты»  
и есть гоминьдановцы. Вместе с тем обращает на себя внимание сам этот эпизод, поскольку 
еще 27 мая Шанхай был сдан войскам КПК [20, p. 62–77]. В связи с этим возникает вопрос  
о том, с кем столкнулись американские корабли. Хотя отдельные полубандитские группиров-
ки отбившихся от основных войск Гоминьдана солдат действовали и в Шанхае, и в других го-
родах, они не были настолько мощными, чтобы попытаться захватить большие грузовые ко-
рабли [4, p. 559]. В данном случае либо журналисты не делают особой разницы между комму-
нистами и националистами, либо все же имело место столкновение именно с мощной 
группировкой остатков армии Гоминьдана. Самой интересной является последняя статья по 
китайской теме в этой газете. Под заголовком «Китайские места в ООН готовятся для крас-
ных» и подзаголовком «Россия готовится выгонять националистов» сообщается, что, именно 
СССР готовится поставить на голосование вопросы об исключении представителей Китай-
ской республики из состава ООН и включении вместо них представителей КНР, кроме того, 
подчеркивается, что Москва сразу после провозглашения нового государства начала перего-
воры по обновлению русско-китайского договора и о мире и торговле. По мнению авторов 
статьи, это грозит серьезным усилением позиции Советского союза в Азии. Кроме того, сооб-
щается, что только американская и британская делегация пытаются заступиться за предста-
вителей гоминьдановкого правительства. Однако ООН явно не стремится идти навстречу 
этим странам. Так, в повестке Генеральной ассамблеи ООН обвинения Китайской республики 
в адрес СССР стоят на пятом месте, то есть, по мнению журналистов, их рассмотрят в лучшем 
случае в конце ноября. К тому времени, если руководство Организации Объединенных наций 
не обратит внимания на позицию США и Англии, представители правительства Чан Кайши 
будут уже изгнаны [14]. Обращает на себя внимание довольно скептичный, если не сказать 
враждебный, тон статьи по отношению к ООН. Это не удивительно, поскольку, получив места 
Китайской республики в Совете безопасности в качестве постоянных членов, КНР, находяща-
яся в тесных отношениях с Москвой, значительно усилит советское влияние в этом органе и 
будет иметь право вето. В итоге американские и британские представители будут самыми 
деятельными противниками включения представителей коммунистического Китая в Совбез 
вместо Китайской Республики, лишь в 1971 г. Пекин с помощью Москвы и других государств 
Варшавского договора добьется своего [21, p. 1–2, 13]. 

«Toledo Blade» (шт. Огайо) продолжает тему с вытеснением Китайской Республики из 
ООН в статье с заголовком «Красные маневрируют, чтобы усадить китайских коммунистов в 
ООН». В основном этот материал от новостного агентства «United Press» копирует предыду-
щий, основное место уделено тому, что вся затея с образованием КНР нужна Москве, чтобы 
заместить в ООН (а впоследствии и в Совете безопасности этой организации) Китайскую рес-
публику. Заметным отличием здесь является внимание еще к двум вопросам, рассматривае-
мым мировым сообществом в это время. Первый из них о ситуации в Корее, кратко отмечает-
ся, что перемены в Китае станут большим подспорьем для корейских коммунистов. Еще один 
вопрос, на который обратил внимание автор статьи, – ситуация в Северной Африке, а именно 
вопрос нахождения иностранных войск в бывших колониях Италии. Советская делегация 
предлагала полностью освободить всю Северную Африку, включая Ливию от военных баз и 



 Herald of Humanitarian Education, Is. 2 (22), 2021 

© VyatSU, 2021          ISSN: 2411–2070                                                                                                     General history 
 

75 

войск других стран. Однако эта позиция вызвала сомнения у Британии и, в меньшей степени, 
у США. Решение этого вопроса войдет в более активную стадию после выступления в ООН 
графа Сфорцы – министра иностранных дел Италии [18]. Общий тон статьи и интерес к дру-
гим проблемам международной жизни, в которых СССР заметно заявил свою позицию, долж-
ны создать у читателя довольно простую картину: «Русские вытесняют силы демократии по 
всему миру, в Китае, в ООН, в Корее, а теперь еще и продвигаются в Африку». 

Короткая заметка на первой полосе мичиганской «Ludington Daily News» несколько вы-
бивается из общего ряда публикаций 1 октября 1949 г. Под заголовком «Китайские препира-
тельства объединяют “красных”» говорится о кризисе власти в Китайской республики, так 
действующий президент Ли Цзуньжэнь наложил вето на принятое парламентом решение о 
назначении генерала Танга Энпо губернатором г. Фукиен. Генерал проиграл множество боев, 
в том числе считается одним из ответственных за потерю Шанхая, но является близким и 
верным соратником Чан Кайши, а потому парламент, «почти полностью переметнувшийся к 
прежнему лидеру», собирается голосовать вновь для преодоления вето. В конце заметки го-
ворится, что армия Китайской республики вытеснена почти из всех наиболее важных райо-
нов Китая, и только на севере провинции Квантун насчитывается до 30 000 солдат противни-
ка [11]. Хотя в статье ничего не говорится об основании КНР, факты о кризисе власти в го-
миньдановском правительстве в общем контексте даты, когда о них написала пресса, явно 
подчеркивали провальность американской поддержки режима Чан Кайши. 

Более предметно реагирует на появление КНР «St. Petersburg Times». В статье под заго-
ловком «Китайские красные официально запустили новое правительство» сообщается о том, 
что днем ранее китайцы заявили о формировании нового правительства, во главе которого 
встал Чжоу Эньлай, а страну возглавил Мао Цзэдун. Отдельно акцентируется внимание на заяв-
лении Мао на митинге о том, что его цель – всестороннее признание его правительства «един-
ственным законным правительством Китая». Далее сообщается, что во время митинга Мао 
объявил о создании центрального народного правительства КНР. Отдельно в статье останав-
ливаются на том, что трансляция митинга и всей церемонии велась «Associated Press» на их 
офис в Сан-Франциско. В самом конце заметки также останавливаются подробнее на фигуре 
Чжоу Эньлая, который назван «переговорщиком коммунистов № 1» во время миссии генерала 
Маршалла, стремившегося добиться совместной работы обеих главных партий Китая на вос-
становление страны в конце Второй мировой войны [16]. Также в этой газете повторяется ис-
тория с американскими кораблями, атакованными «войсками националистов» [16]. 

Обращает на себя внимание интерес в этой статье к фигуре Чжоу Эньлая. Тот действи-
тельно был чуть больше знаком американскому правительству и дипломатам, в конце войны и 
в первые послевоенные годы он выступал представителем от КПК на переговорах с Китайской 
республикой, при участии США. Вместе с тем, когда появились разговоры о плане Маршалла, 
несмотря на его откровенно антикоммунистическую окраску, Чжоу Эньлай пытался добиться 
распространения этой программы на весь Китай. Впрочем, совершенно безуспешно [7, p. 90]. 
Тем не менее усилия Чжоу Эньлая не совсем прошли даром, и он стал «привычной и понятной» 
для США фигурой, в противовес окутанному долгое время ореолом различных легенд и слухов 
Мао. Стоит отметить, что подобное отношение не ускользнуло от «Великого Кормчего» и с те-
чением времени стало одной из причин для разногласий и подозрительности в сложных отно-
шениях двух лидеров коммунистического Китая [2, p. 52–56, 151–160, 258–263].  

Практически идентичная, даже более короткая публикация по теме встречается в изда-
нии «Herald-Journal» от 2 октября. Коротенькая заметка под заголовком «Китайские красные 
объявили новое правительство». Находится заметка на первой полосе, повторяются пассажи 
о Чжоу Эньлае и Мао Цзэдуне. В данном случае эффект достигается общим настроением пер-
вой полосы. Дело в том, что вся она занята статьями, так или иначе показывающими неста-
бильность СССР и всего региона, считающегося его зоной влияния. Наибольшее место уделе-
но на первой полосе статье о разногласиях с Югославией. Чуть меньше места занимает статья 
о конфликтах правительства Италии со своими коммунистами. Все вместе создает у читателя 
ощущение напряженности, но не безнадежности. Советский блок в этой газете видится, ско-
рее, разрываемым на части конфликтами, нежели монолитным формированием [8]. Таким 
образом, мы видим, что пресса, стремясь преуменьшить негативный фон от появления нового 
недружественного США государства, сосредоточилась на конфликтах СССР со своими союзни-
ками и в целом противостоянию коммунизму, однако, журналисты, делая акцент на отсут-
ствии единства, во многом предугадали реальность. И если ситуация с Европой была для США 



Вестник гуманитарного образования, 2021, № 2 (22) 

© ВятГУ, 2021         ISSN: 2411-2070                                                                                                  Всеобщая история  
 

76 

всегда понятнее, то вопрос отношений Москвы и Пекина долгое время был «темным лесом» 
для многих специалистов Госдепартамента. Так, лишь информация двойного агента Морриса 
Чайлдса о конфликтах двух «красных гигантов» способствовала сдвигам в позиции США в от-
ношении КНР и, по мнению ряда экспертов, даже предопределила направления «политики 
разрядки» президента Ричарда Никсона, игравшего на противоречиях двух стран для дости-
жения условного «мира» [1, c. 333–338]. 

Более подробную информацию о новом руководстве Китая мы можем встретить на 
страницах орегонской «Eugene Register-Guard». На первой полосе находится большая статья 
под заголовком «Красные объявили о китайском государстве» и подзаголовками «Новый ре-
жим ищет иностранного признания», «Премьер был назван на митинге». Внимание привлека-
ет более акцентированное описание Чжоу Эньлая, которое находится под говорящим загла-
вием «Хорошо известный американцам». Заметным отличием этой публикации является ука-
зание на других членов правительства нового китайского государства – в частности,  
Ли Лисаня, который будет в разное время занимать в КПК посты заместителя председателя 
Всекитайской федерации профсоюзов, а позднее министра труда. В статье отмечается, что  
Ли Лисань «натренирован Москвой», имеет большой вес в партии и считается конкурентом и 
врагом Мао Цзэдуна [5]. 

Стоит отметить, что американская пресса во многом оказалась права, Ли Лисань дей-
ствительно был крайне тесно связан с Советским союзом, в котором прожил почти 15 лет, по-
лучил образование и даже женат был на русской, был одним из основателей Коммунистиче-
ской партии в Китае, являлся опытным специалистом в области пропаганды и идеологии, од-
нако действительно несколько раз конфликтовал с Мао. Кроме того, «великий кормчий» в 
целом опасался всех «старых коммунистов» и их влияния. В годы Корейской войны подрыв-
ной опыт, полученный Ли Лисанем в 20–30-х и годы жизни в СССР, пригодился при поддерж-
ке Китаем Северной Кореи, в этот период он занимал пост генерального секретаря совета по 
противовоздушной обороне Китая. Уже в конце 50-х вновь вступил в конфликт с Мао на почве 
вопроса о статусе профсоюзов, которые Ли Лисань видел свободными организациями, а глава 
Китая считал частью государственной машины. Кроме того, в 1960 г. стал секретарем Северо-
китайского ЦК КПК. Всё это привело к началу травли Ли Лисаня хунвэйбинами в годы Куль-
турной революции и его самоубийству [9, p. 3–45].  

Кроме Ли Лисаня, также встречается упоминание Чжу Дэ, который назван наиболее 
близким соратником Мао Цзэдуна, указывается, что он возглавил армию новой республики, а 
также что он опытный военный и фактически вернулся к тому, чем занимался в годы Граж-
данской войны и борьбы с Японией. В конце статьи вновь подчеркивается указанное во время 
церемонии 1 октября стремление КПК стать единственным законным правительством в Ки-
тае [5]. 

Довольно похожей выглядит публикация в газете «Youngstown Vindicator» (шт. Огайо) 
под заголовком «Красные объявили республику на китайских территориях». Во многом текст 
похож на предыдущую рассмотренную публикацию. Также акцент делается на Чжоу Эньлае, 
Ли Лисане и Чжу Дэ. Определенные отличия имеются в конце статьи под заглавием «русские 
во главе», где подчеркивается, что СССР активно помогал китайским коммунистам. С самого 
начала стремился к срыву договоренностей между Гоминьданом и КПК и в целом подрывал 
стабильность Китая. По мнению авторов, тем самым ослабленный Китай с новым правитель-
ством на долгое время окажутся в сильной зависимости от поставок продовольствия и других 
материалов из Москвы [22]. 

Эта информация показывает, что при обилии проблем с пониманием ситуации в Китае 
отдельные авторы крупнейших информационных агентств имели определенное представле-
ние о расстановке сил и особенностях нового китайского правительства. Это видно из доста-
точно верной и местами детальной информации о лидерах КПК. 

Второй кейс больше распространен в более мелких газетах провинциального толка. 
Например, газета «Reading Eagle» округа Берк (шт. Пенсильвания) сообщила о создании КНР 
лишь 3 октября 1949. На первой полосе расположена заметка под заголовком «Китайские крас-
ные могут получить признание от британцев» и подзаголовком «Признание нового коммуни-
стического режима зависит от позиции США». Статья является перепечаткой материала 
агентства «United Press». Сам текст статьи сообщает, что Британия пока не приняла оконча-
тельного решения по вопросу признания КНР. Источник автора статьи в Форин-офисе сообща-
ет, что Великобритания выжидает реакции США, чтобы на основе этого выработать свою ли-



 Herald of Humanitarian Education, Is. 2 (22), 2021 

© VyatSU, 2021          ISSN: 2411–2070                                                                                                     General history 
 

77 

нию поведения. Кроме того, подчеркивается, что, кроме Америки, британское правительство 
интересует реакция и других стран-союзников по Атлантическому договору. В конце статьи 
сообщается, что Кремль признал КНР буквально на следующий день и то же самое следует ожи-
дать от стран Восточной Европы [15]. В середине текста статьи находится вставка, озаглавлен-
ная «Националисты разрывают отношения с Советами». В тексте вставки сообщается, что при-
знание КНР и начало переговоров между правительством КНР и СССР расценивается национа-
листами как акт агрессии, поэтому с Советским союзом разорваны все отношения [15]. 

Обращают на себя внимание сразу несколько моментов: во-первых, акцент на том, что 
Лондон ждет реакции Вашингтона. То есть «Великая держава» Англия не смеет ступить и ша-
гу без оглядки на решения Вашингтона. Такой акцент должен был подчеркнуть главенству-
ющую роль Соединенных Штатов в новом, послевоенном мире и сгладить неприятные ощу-
щения читателей от появления нового потенциального противника. Во-вторых, дважды в 
тексте статьи даются указания на Атлантический договор, то есть журналисты всячески под-
черкивают важность новорожденного НАТО как союза демократий во главе с США. В-третьих, 
НАТО противопоставляется Коминформу, в который входят Советский союз и страны Восточ-
ной Европы, оказавшиеся в сфере влияние СССР. То есть для простого читателя создается 
очень простая дуалистичная картина мира, лежащая в логике разгорающейся Холодной вой-
ны: есть «плохие» (Коминформ во главе с СССР) и «хорошие» (НАТО во главе с США). В полку 
«плохих» прибыло, и «хорошие» думают, что делать дальше. 

Из этой простой формулы несколько выбивается информация о реакции правительства 
Китайской Республики, которое по мере все более усиливающегося разочарования Штатов 
активно критиковали в прессе. Даже именование «националисты» вместо «Гоминьдан» или 
просто «правительство Китайской Республики» с учетом свежей в обществе памяти об опас-
ности крайних проявлений национализма явно подчеркивало, что Китайская Республика 
плохие союзники, не оправдавшие доверия Америки. Впрочем, такая реакция лежит в рамках 
тренда, сложившегося на последних этапах Гражданской войны в Китае. 

В целом всё вышесказанное прекрасно подтверждается исследованиями американо-ки-
тайских отношений. Образование НАТО потребовало от США активнее напомнить обществу о 
реалиях Холодной войны и той цели, с которой была создана новая организация. Поэтому 
«дуальная логика» противостояния с СССР, и без того сильная в американском обществе и 
СМИ, получила новый импульс [3, p. 86–91]. Обращение к исследованиям истории Китайской 
республики и отношений США с ней показывают, что октябрь 1949 г. стал, по сути, низшей 
точкой в отношениях двух государств, глубокое разочарование Вашингтона в «союзниках»,  
в помощь которым было вложено много сил и средств, граничило с таким же неприятием, ко-
торое сразу установилось в отношении КНР [19, p. 13–31]. 

Подводя итоги, можно сказать, что за период с 1 по 3 октября 1949 года реакция, тема-
тика и общий тон статей американской прессы о создании КНР несколько раз менялись. 
Наиболее оперативно среагировали крупные издания преимущественно общефедерального 
значения. Поскольку основание нового китайского государства пришлось на субботу, а также 
из-за разницы во времени больше всего статей пришлось на понедельник (3 октября). В ста-
тьях от 1 октября заметен акцент на роли Советского союза и личности Мао Цзэдуна и Чжоу 
Эньлая, которому уделено явно больше внимания, при этом сам факт появления недруже-
ственного коммунистического государства всячески нивелируется и преуменьшается, больше 
сообщается о роли Москвы в помощи китайским коммунистам. Заметны первые робкие по-
пытки осмыслить происходящее с точки зрения геополитических интересов США в регионе. В 
статьях этого дня бросается в глаза явный недостаток информации о лидерах коммунистов, 
используются старые фотографии Мао плохого качества. 

Многие из тех стереотипов восприятия и трендов в освящении китайской темы станут 
на долгое время системообразующими в выстраивании образа КНР, а потому, к примеру, не 
позволят долгое время понять самостоятельность позиции и взглядов нового Китая в отно-
шениях с СССР и остальным миром. 

 

Список литературы 
1. Левин Я. А. Операция «Соло» в архивах ФБР // Исторические чтения на Лубянке. Отечественные ор-

ганы безопасности: история и современность : материалы XX Всероссийской научной конференции. 2017. 
2. Barnouin B., Yu C. Zhou Enlai: A Political Life. Hong Kong, 2007. 
3. Bernhard N. U. S. Television News and Cold War Propaganda, 1947–1960. Cambridge (UK), 1999. 



Вестник гуманитарного образования, 2021, № 2 (22) 

© ВятГУ, 2021         ISSN: 2411-2070                                                                                                  Всеобщая история  
 

78 

4. Claudín F. The Communist movement: from Comintern to Cominform. N. Y., 1975. 
5. Eugene Register-Guard. 1949.10.02. Р. 1. 
6. Financial Times. 1949.10.01. P.2. 
7. Hawes G. The Marshall Plan for China: Economic Cooperation Administration 1948–1949. N. Y., 1976. 
8. Herald-Journal. 1949.10.02. P. 1. 
9. Lescot P. Before Mao: The Untold Story of Li Lisan and the Creation of Communist China. N. Y., 2004. 
10. The Los Angeles Times. 1949.10.01. P. 1. 
11. Ludington Daily News. 1949.10.01. Р. 1. 
12. Newman R. P. Owen Lattimore and the “Loss” of China. Berkeley (CA), 1992. 
13. The New York Times. 1949.10.01. P. 1. 
14. The Pittsburgh Press. 1949.10.01. Р. 2. 
15. Reading Eagle. 1949.10.03. P. 1. 
16. St. Petersburg Times. 1949.10.02. Р. 3. 
17. Sullivan W. S. Continents in Motion. N. Y., 1974. 
18. The Toledo Blade. 1949.10.01. P. 2. 
19. The United States and the Republic of China: Democratic Friends, Strategic Allies, and Economic 

Partners / Ed. by Mosher S. W. New Brunswick (NJ), 2007. 
20. Wasserstrom J. N. Global Shanghai, 1850–2010: A History in Fragments. N. Y., 2009. 
21. Wuthnow J. Chinese Diplomacy and the UN Security Council: Beyond the Veto. N. Y., 2013. 
22. Youngstown Vindicator. 1949.10.02. P. 2.  
 
 

The founding of the People's Republic  

of China in the assessments of the American press 
 

Ya. A. Levin1, S. O. Buranok2, P. D. Tokmakova3 

1PhD in Historical Sciences, junior researcher of the Department of General History, Law and Teaching Methods, 
Samara State Socio-Pedagogical University. Russia, Samara. E-mail: yaroslavlevin1992@mail.ru 

2Doctor of Historical Sciences, professor of the Department of General History, Law and Teaching Methods, 
 Samara State Socio-Pedagogical University. Russia, Samara. E-mail: witch-king-1@mail.ru 

3student of the Department of General History, Law and Teaching Methods, Samara State Socio-Pedagogical 
University. Russia, Samara. E-mail: tokmakovapolya@mail.ru 

 
Abstract: October 1, 1949 is in many ways a turning point in the history of the Cold War and interna-

tional relations of the second half of the XX century. The day of the foundation of the new communist state was 
one of the first really high-profile failures for US foreign policy. Within the framework of this study, the reaction 
of the American periodical press to such an important event is traced. Based on the facts and materials present-
ed in the article, several important conclusions can be drawn: first of all, the press tried in every possible way to 
neutralize the effect for its own citizens from the appearance on the map of a new, clearly unfriendly state enti-
ty. At the same time, the appearance of another communist regime actively fits into the "dual logic" of the con-
frontation with the USSR, whose role is seen by journalists as decisive, and the changes associated with the 
change of the political map of the world are primarily evaluated from the point of view of "strengthening" the 
main enemy of the United States. Interesting points also seem to be the skeptical, if not frankly unfriendly atti-
tude shown in the press towards the UN, in which the new state will have to take a certain place. Also, the mate-
rial of newspaper articles allows us to draw conclusions about the quality of the existing understanding of the 
situation in China in the United States, which, despite all the efforts of American diplomacy at the media level, 
was extremely low. In addition, the change in the assessments of the Kuomintang Party and the leadership of 
the Republic of China in general is openly manifested, they become relatively rare and always with a clear tinge 
of disappointment. Thus, it can be concluded that the assessments of the American press, which actively influ-
ences public opinion, and therefore the decision-making mechanisms in the United States, have seriously affect-
ed the general perception of the PRC and those stereotypes that will prevail in the mass consciousness for a 
long period of time. 

 

Keywords: US press, public opinion, China, the civil war in China, Mao Zedong, the USSR. 
 

References 
1. Levin Ya. A. Operation "Solo" in the archives of the FBI [Operation "Solo" in the archives of the FBI] // 

Historical readings on the Lubyanka. Domestic security agencies: history and modernity : materials of the XX All-

Russian Scientific Conference – Historical readings on the Lubyanka. Domestic security agencies: history and 
modernity : materials of the XX All-Russian Scientific Conference. 2017.  

2. Barnouin B., Yu C. Zhou Enlai: A Political Life. Hong Kong. 2007. 



 Herald of Humanitarian Education, Is. 2 (22), 2021 

© VyatSU, 2021          ISSN: 2411–2070                                                                                                     General history 
 

79 

3. Bernhard N. U. S. Television News and Cold War Propaganda. 1947–1960. Cambridge (UK), 1999. 
4. Claudín F. The Communist movement: from Comintern to Cominform. N. Y., 1975. 
5. Eugene Register-Guard. 1949.10.02. Р. 1. 
6. Financial Times. 1949.10.01. P. 2. 
7. Hawes G. The Marshall Plan for China: Economic Cooperation Administration 1948–1949. N. Y., 1976. 
8. Herald-Journal. 1949.10.02. P. 1. 
9. Lescot P. Before Mao: The Untold Story of Li Lisan and the Creation of Communist China. N. Y., 2004. 
10. The Los Angeles Times. 1949.10.01. P. 1. 
11. Ludington Daily News. 1949.10.01. Р. 1. 
12. Newman R. P. Owen Lattimore and the "Loss" of China. Berkeley (CA), 1992. 
13. The New York Times. 1949.10.01. P. 1. 
14. The Pittsburgh Press. 1949.10.01. Р. 2. 
15. Reading Eagle. 1949.10.03. P. 1. 
16. St. Petersburg Times. 1949.10.02. Р. 3. 
17. Sullivan W. S. Continents in Motion. N. Y., 1974. 
18. The Toledo Blade. 1949.10.01. P. 2. 
19. The United States and the Republic of China: Democratic Friends, Strategic Allies, and Economic 

Partners / Ed. by Mosher S. W. New Brunswick (NJ), 2007. 
20. Wasserstrom J. N. Global Shanghai, 1850–2010: A History in Fragments. N. Y., 2009. 
21. Wuthnow J. Chinese Diplomacy and the UN Security Council: Beyond the Veto. N. Y., 2013. 
22. Youngstown Vindicator. 1949.10.02. P. 2.  
 
 


